Почти сто лет назад, 30 апреля 1918 года, в Санкт-Петербурге была основана старейшая государственная киностудия "Ленфильм".
Тогда решением наркома просвещения А.В. Луначарского, киностудия получила название Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун.
А всего за время своей жизни киностудия сменила много разных имен: Петроградский окружной фотокиноотдел, фабрика "Севзапкино", ателье "Кино?Север", Ленинградская фабрика "Госкино", фабрика "Ленинградкино", Ленинградская фабрика "Совкино", Ленинградская фабрика "Союзкино", Ленинградская фабрика "Росфильм", Ленинградская фабрика "Союзфильм" и только с 1934 года, киностудия наконец получила привычное нам название ? "Ленфильм".
Но не будем забегать вперёд друзья, отлистаем назад книгу времени и начнем чинно, обстоятельно и по-порядку. И так как всё начиналось...
ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ КИНОСТУДИИ ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ Земля на которой сейчас находится Ленфильм была занята частными огородами, которые до постройки Троицкого моста зеленели на Петербургской стороне повсеместно. И вот в 80-х годах 19 века эта земля выкупается купцом, филантропом и меценатом - Георгием Александровичем Александровым. Личностью он был не заурядной с бурной судьбой. Бывший крепостной из тверской губернии, он приехал в Петербург в поисках лучшей жизни. Начав мальчиком на побегушках в ресторане братьев Лейнер, что стоял на Невском, продвинулся по карьерной лестнице до мастер-кухмистера. А через некоторое время становится уже совладельцем нескольких ресторанов и увеселительных заведений.
Кульминацией его дела становится - "Аквариум". Планы были амбициозные: планировалось соорудить изящное здание с огромным аквариумом внутри, где содержались бы различные виды экзотических рыб и представителей морской фауны.
Однако в силу сложности проекта, первоначальный план был отвергнут и вместо аквариума, был разбит красивый сад и построен ресторан. Там же позднее стали проходить театрализованные выступления и музыкальные концерты. А уже в 1891-м году здесь было воздвигнуто уже отдельное строение для театральных выступлений. Имя ему дали "Аквариум" в честь памяти о так и не свершившихся первых планах.
4 июля 1886 года газета «Свет» сообщала, что «новое увеселительное заведение «Аквариум» с прекрасным оркестром под управлением г-на Энгеля и русским хором г. Архангельского начинает входить в моду и собирать довольно многочисленную публику».
Ажиотаж к "Аквариуму" был разогрет благодаря неутомимой фантазии предприимчивого купца. Так в июне из сада был запущен аэростат Технического общества. Накачивание шара длилось целый день, почти в 5 раз больше, чем планировалось в начале. Некто Эвальд и двое других отважных воздухоплавателей, ранним летним утром эффектно взмыли с территории сада в корзине аэростата и плавно понеслись гонимые легким ветерком в сторону Озерков.
12 июля на садовой эстраде дебютировали мандолинисты братья Прейс и Генриетта Прейс — эквилибристка на проволоке. А в августе в саду было устроено благотворительное празднество в пользу «Общества попечения о бедных и больных детях».
2 сентября 1886 года в саду собралось более тысячи посетителей, «с большим усердием слушавших очень хороший оркестр, исполнение разнообразной и со вкусом составленной капельмейстером г. Энгелем программы, игру молоденьких виртуозок на скрипке — сестер Миланолло и хор цыган. Концертное отделение закончилось незабываемым огненным шоу и залпами фейерверков.
С большой долей творчества и эротизма был "декорирован" сад. Так отдельное внимание гостей было приковано к статуям, изображали которых неподвижно стоящие нагие женщины, их тело было покрыто, то мелом, то мрамором, а то и бронзовой краской.
В каменном же театре "Аквариум" часто проходили "ночи благотворительности" с музыкой, танцами, в которых принимали участие актеры императорских театров, такие звезды как А.Вяльцева, В.Давыдов, К.Варламов. Такие ночи оканчивались разноцветным маскарадом и оглушительным фейерверком под открытым небом в саду.
В 1912 году театр «Аквариум» переоборудовали под круглогодичный искусственный каток. В годы первой Мировой войны в нем был организован лазарет для раненых и больных.
Но шли годы, и жизнь в "кафешантане" стала замирать. Наступало новое время и пелись новые песни.
В 1914 году в здании театра размещается военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, демонстрируются познавательные и документальные фильмы.
РЕВОЛЮЦИЯ После Октябрьской революции все имущество кинематографического отдела, включая технику и киноленты, было передано в распоряжение Петроградского кинокомитета, и уже в 1918 году снимается первый советский фильм «Уплотнение (1918)».
В 1922 году здание театра переделывается под нужды ателье кинофабрики. До 1925 года на улице Красных Зорь 10 работал кинематограф, а вскоре здесь поселилась фабрика Совкино, предшественник Ленфильма.
25 декабря 1923 года еженедельник «Театр» сообщал: «П.Т.У. постановило передать помещения б. «Аквариума» Севзапкино для организации в последнем "кино-производственного городка».
В 1923 году «Севзапкино» размещалось на Сергиевской 32, киноателье — в доме 30, а Школа экранных искусств — в доме 24. Отсюда в 1924 году кинофабрика, которая уже стала называться «Ленинградкино», возвратилась на Каменноостровский (тогда, впрочем, ул. Красных Зорь) и, поменяв целый ряд названий, превратилась в «Ленфильм»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Несмотря на критическое состояние на фронтах, киностудия «Ленфильм» продолжала работать даже в самые тяжелые годы начала Великой Отечественной войны. Так летом 41-го кинематографисты снимали "боевой киносборник (1941)". Небольшой сборник историй о солдатской жизни, подвигах и военных тяготах. Эти фильмы поддерживали наших бойцов и вселяли в них доблесть и героизм, когда это было особенно важно!
Фашистские части всё ближе подходили к городу на Неве, всё чаще ночное небо города разрывал рёв сирен и всё чаще бомбы падали на улицах Ленинграда. В верховной ставке понимали, что работать под бомбами киностудия не может, есть вероятность и вовсе потерять её. Потеря крупнейшей в стране киностудии, была бы невосполнимой утратой, которую допустить было никак нельзя. Поэтому 27 августа 1941-го года было принято решение об эвакуации "Ленфильма" в Алма-Ату. Эшелон увозивший имущество киностудии и самих кинематографистов успел покинуть город в последние часы перед тем, как надолго замкнулось кольцо блокады...
Город Алма-Ата был выбран неслучайно – Ленфильм уже давно сотрудничал с казахскими кинематографистами. Первый совместный фильм был снят в 1928 году из казахстанского материала на киностудии «Совкино» по роману Дмитрия Фурманова «Мятеж». В 1938-м году на «Ленфильме» был снят первый казахский художественный фильм под названием «Амангельды (1938)».
15 ноября 1941 сотрудники «Ленфильма» были эвакуированы в Казахстан, где вместе с коллегами из «Мосфильма» вошли в единый состав ЦОКС – Центральной Объединенной Киностудии. Несмотря на объединение разных киностудий, фильмы под маркой «Ленфильма» продолжали выходить, а сами ленинградские кинематографисты называли себя не иначе как Ленфильмовцы. Видеооператоры "Ленфильма" вели документальные съемки в ожесточенных сражениях на фронтах и в осажденном Ленинграде.
Центральная Объединённая киностудия (ЦОКС) работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. В Алма-Ате появились фильмы «Воздушный извозчик (1943)», «Актриса», «Небесный тихоход (1945)», которые вскоре вошли в «золотой фонд» студии. 25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов. В 1945 году после реэвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма» Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно.
ЭМБЛЕМА «ЛЕНФИЛЬМА» Название и марка "Ленфильм" существуют с 1934 года, когда на экраны вышел фильм "Чапаев".
В 1965 года киностудия стала выпускать свои кинофильмы с эмблемой — «Медный всадник», надписью «Ленфильм» и расходящимися лучами.
В середине 50-х годов газеты несколько раз объявляли конкурс на лучшую эмблему киностудии «Ленфильм». До этого в начале фильма обычно писали: Кинокомбинат, кинофабрика «Ленфильм». В 60-е годы появилась надпись «Ленфильм» с буквой «Ф» в виде пленки.
В середине 60-х годов объявили конкурс среди профессионалов кинематографа в газете «Кадр». Поступило множество предложений: Ленин на броневике, Петропавловский собор и многие другие. В итоге конкурса, проходившего в три этапа, победил проект художника киностудии «Ленфильм» Марины Бологовской. Вместе с оператором комбинированных съёмок Эдгаром Штырцкобером она приступила к созданию заставки.
"Сначала скульптуру «Медного всадника» работы Этьена Фальконе снимал Эдгар Штырцкобер. Задачей Штырцкобера было найти нужный ракурс, и после долгих поисков, он его сделал. Далее будущий логотип обрабатывала Бологовская. Тогда не было компьютеров — всё ретушировали и подкрашивали вручную. Затем, уже на мультстанке, методом покадровой съёмки, раздвигая лучи, снимали кадр за кадром и, в результате, получилось плавное расхождение лучей света софитов." — Александр Поздняков, историк кино
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ КИНОСТУДИИ: 1922—1925 — Фабрика «Севзапкино» (в здании на Невском, 80, во дворе которого находился кинотеатр «Паризиана») 1923—1925 — Ателье «Кино-Север» 1924—1926 — Ленинградская фабрика «Госкино» 1925—1926 — Фабрика «Ленинградкино» 1926—1930 — Ленинградская фабрика «Совкино» 1930—1932 — Ленинградская фабрика «Союзкино» 1932—1933 — Ленинградская фабрика «Росфильм» 1933—1934 — Ленинградская фабрика «Союзфильм» 1934—1935 — Ленинградская фабрика «Ленфильм» 1935—1936 — Ленинградская ордена Ленина кинофабрика «Ленфильм» 1936—1976 — Ленинградская ордена Ленина киностудия «Ленфильм» 1976—1993 — Ленинградская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени киностудия «Ленфильм» 1994—1996 — Санкт-Петербургская киностудия «Ленфильм» 1996—2003 — Санкт-Петербургское Государственное Унитарное предприятие «Киностудия „Ленфильм“» 2003—2004 — Федеральное Государственное унитарное предприятие "Творческо-производственное объединение «Киностудия „Ленфильм“»" с 2004 — Открытое акционерное общество «Киностудия „Ленфильм“»
За все десятилетия на киностудии «Ленфильм» было снято больше полутора тысяч кино-картин, многие из них награждены мировыми наградами и стали достоянием мирового киноискусства.
Какие прекрасные фильмы были созданы нашим советским кинематографом. Съемки все натуральные, никакой компьторной графики. Игра всех артистов особенно В. Тихонова бесподобная, я бы сказал на высшем уровне. Браво!!!
Какие прекрасные фильмы были созданы нашим советским кинематографом. Съемки все натуральные, никакой компьторной графики. Игра всех артистов особенно В. Тихонова бесподобная, я бы сказал на высшем уровне. Браво!!!
Как же хорош фильм! Да ещё в прекрасном качестве показа! Такой фильм не устаревает с течением времени и не надоедает при повторных просмотрах! Ничего не останавливалось в процессе просмотра, дубляж прекрасный, Юл Бриннер, конечно, лучше всех Спасибо сайту за настоящее удовольствие для меня, смотрела как в детстве, замирая, переживая и восхищаясь - в общем душу отвела!
Фильм по манере подачи близок к \"Вендетте по-корсикански\". Посмотрели с удовольствием - лёгкий, приятный комический детектив! Прекрасный советский дубляж (впрочем, как и всегда!)
Интересные факты из СССР
------------------------------------------------------"Легенда Москвы. Светящийся монах" - академик Семён Вольфкович был в числе первых советских химиков, проводивших опыты с фосфором. Тогда необходимые меры предосторожности ещё не принимались, и газообразный фосфор в ходе работы пропитывал одежду. Когда Вольфкович возвращался домой по тёмным улицам, его одежда излучала голубоватое свечение, а из-под ботинок высекались искры. Каждый раз за ним собиралась толпа и принимала учёного за потустороннее существо, что привело к распространению по Москве слухов о «светящемся монахе».